Как образ жизни родителей влияет на речь детей? |
По инф. Российской газеты |
17.07.2022 |
С каждым годом становится все больше детей, которые испытывают проблемы не только с устной, но и с письменной речью. От чего это зависит? Всегда ли причина неграмотного письма связана с неусидчивостью ребенка? С какими трудностями сталкиваются так называемые контейнерные дети и как им помочь?
Об этом в интервью с главным внештатным специалистом Минздрава Республики Татарстан по логопедии, логопедом амбулаторно-поликлинического отделения Республиканской клинической психиатрической больницы имени академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Татарстана Вероникой Остудиной. - Вероника Анатольевна, правда ли, что некоторым детям помощь логопеда требуется уже с пеленок и почему? Они же в это время еще не разговаривают. Вероника Остудина: Многие почему-то считают, что логопедическая помощь нужна лишь в тех случаях, когда ребенок неправильно произносит звуки. В действительности это не так. Разновидностей речевых дефектов очень много. Это и нарушения голоса, его осиплость и охриплость, и заикание, и так называемые дислексии, когда ребенок испытывает трудности в обучении навыкам письма и чтения, и нарушения скорости речи, и трудности, возникающие из-за отсутствия слуха или после различных травм. Сюда относится ринолалия, при которой искажается произношение звуков, вызванное дефектами строения и работы речевого аппарата, и многое другое. Недавно, к примеру, за консультацией к нашим специалистам обратилась мама двухмесячного малыша, который родился с расщелиной неба. Она оформляет документы для медико-социальной экспертизы, и ей в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи потребовалось заключение логопеда. В последние годы мы наблюдаем рост первичных обращений к логопеду среди детей. Если говорить о малышах в возрасте от нуля до четырех лет, то в 2016 году логопедическая помощь впервые потребовалась почти четырем тысячам человек, а уже в 2018-м - шести с половиной тысячам. - Не потому ли это, что родители стали более бдительными и при малейшем подозрении на нарушения в речи ведут ребенка к врачу? Вероника Остудина: Конечно, профилактическая работа, которую мы проводим среди населения, имеет большое значение. Но дело не только в этом. Посмотрите, сколько в последнее время стало так называемых контейнерных детей, которые постоянно ограничены в движении! В торговых центрах они зачастую находятся в тележке для покупок, в машине пристегнуты к автомобильному креслу, а дома многие проводят время в манеже. Пребывать в таком состоянии по несколько часов для детей вредно. Почему мы все время и говорим родителям: давайте ребенку волю. Таким образом малыш познает мир, совершенствует свои двигательные навыки. И молодцы те мамы, которые позволяют своим детям бегать, пачкаться, лезть в лужи. Ребенок должен быть шаловливым, непоседливым, любознательным. - Но при чем здесь речь? Вероника Остудина: Движение и речь тесно связаны. Первое, что мы слышим, когда ребенок появляется на свет, это крик. По сути, это зачаток будущей речи. В два-три месяца ребенок начинает держать голову, и параллельно с этим у него появляется гуление, агуканье. В шесть-семь месяцев он пытается самостоятельно садиться, и в это же время в норме появляется лепет. Это цепочки слогов - "па-па, ма-ма". Примерно в год он начинает самостоятельно ходить, и лепет переходит в слова "папа", "мама". И в норме к двум годам у него должна быть фраза из двух-трех слов. Вот почему врачи спрашивают, когда ребенок начал сидеть, когда начал ходить. Если он не сел в положенный срок, не пошел до года и трех месяцев, то велика вероятность, что у него будет задержка речевого развития, он вовремя и не заговорит. - Но сколько случаев, когда ребенок до трех лет вообще не разговаривает! Однако при этом, как говорят родители, все понимает. Вероника Остудина: Так не бывает. Если ребенок не умеет говорить, то все он уж точно не осознает. Малыш понимает только на уровне обиходной ситуации, то, что миллион раз проговорено: "Иди сюда, пойдем гулять, принеси чашку". А если его, к примеру, попросить пойти на кухню, достать из верхнего ящика и принести синюю чашку, будет ступор. Это ненормально, когда в три года ребенок не разговаривает. Если к двум годам он не произносит простой фразы из двух-трех слов, скажем, "мама, дай", родителям надо не слушать про то, как у соседей сын заговорил в пять лет, а сейчас, мол, тараторит без остановки, а бить во все колокола. До четырех лет любой ребенок, в том числе без инвалидности, имеет право на бесплатную комплексную помощь логопеда, дефектолога, психолога. - Случается, что к логопеду направляют и школьников, которые постоянно делают ошибки при письме, хотя известно, что учить ребенка должен учитель. Вероника Остудина: Ошибки бывают разные. Мы имеем дело с детьми, которые допускают специфические ошибки. Например, ребенок то и дело пропускает гласные или целые слоги в словах, не ставит точки, поскольку не слышит границ предложений. От грамматических ошибок ребенок может избавиться, если выучит правила и будет их применять, от специфических - нет. Они не поддаются логике и встречаются, как правило, у детей, у которых наблюдается общее недоразвитие речи по разным причинам - как следствие моторной алалии или другого нарушения. В этом случае надо развивать фонематический слух, работать над слоговой структурой, а родителям больше читать такому ребенку вслух. Тут нужна помощь логопеда. Ещё по теме: Логопед рассказала об «эпидемии» нарушений детской речи
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |